Орест Кипренский — гордость России

 

Орест Адамович Кипренский

О. А. Кипренский

 

Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын довольно зажиточного помещика А. С. Дьяконова, появился на свет в марте 1782 г. в небольшой деревушке Нежново недалеко от Петербурга. Его записали в семью крепостного А. Швальбе, который обвенчался с Анной Гавриловной, через год после рождения у нее ребенка.

В шесть лет, когда все крепостные после смерти помещика получили вольную, мальчика зачислили в училище при Академии художеств, дав ему фамилию Кипренский. Есть предположение, что она имеет отношение к богине любви Киприде. После окончания учебы Кипренский много странствует, сначала по России, а затем по Италии. В возрасте сорока восьми лет он сочетался браком с Анной-Марией Фалькуччи, приняв католическую веру. Орест Адамович считается первым русским портретистом девятнадцатого столетия. Его дебют в этом качестве - «Портрет А. К. Швальбе», 1804, выполненный на дереве.

Портрет А. К. Швальбе (О.Кипренский)

Портрет А. К. Швальбе

Глядя на него, трудно сказать к какому социальному слою относится этот человек. Он словно оторван ото всего условного. Автор портрета прекрасно изобразил напряжение чувств. Кипренский писал это произведение необыкновенно свободно, удивительно гармонично сочетая темно-коричневые и золотистые оттенки. Если внимательно вглядеться в эту работу, можно заметить влияние творчества, так называемых великих фламандцев.

Портрет Е.В.Давыдова Кипренский

Портрет Е.В.Давыдова

Портрет А. С. Пушкина Кипренский

Портрет А. С. Пушкина

Интересно отметить, что, когда это произведение молодого художника было выставлено в Италии, многие посчитали его работой знаменитого Рембрандта. Спустя пять лет был написан «Портрет Е. В. Давыдова», героя-партизана Отечественной войны 1812 года. Портреты: мальчика, супругов Ростопчиных и Хвостовых сейчас украшают Третьяковскую галерею. А потом были портреты известных русских поэтов и, конечно, Александра Сергеевича Пушкина, который, был восхищен работой мастера и написал ему в ответ посвящение. Кипренский прославился и автопортретами, также он активно занимался военной живописью.

avtoportret-s-kistyami-za-uhom

Автопортрет с кистями за ухом

Искусство Кипренского всегда управлялось чувством. "Автопортрет с кистями за ухом", около 1809 или 1810-1811 годов. На нем человек удалой, кипящей силы. Взгляд весел и добр. Он смотрит на нас, а думает о чем-то своем. Но он готов поделиться с нами своими чувствами. "Автопортрет в розовом шейном платке" был написан почти в то же время. Заразительная энергия творческого вдохновения составляет его суть. Мы видим человека, который, кажется, все может. Небрежная шевелюра, быстрый и нестандартный поворот головы, наблюдательный взгляд. Он понимает, что все сумеет. Но тень печали все же прячется в глазах, таится в уголках рта. Лишь один раз - в портрете небогатого человека Адама Швальбе, своего приемного отца, воспитывающего его как родного сына - он разрешил раскрыться данному чувству со всей неудержимой откровенностью. Властный, чем-то совершенно изумленный, на что-то бесповоротно осмелившийся человек словно надвигается на нас, но он нас не видит. Он всматривается в самого себя.

Трагический портрет Адама Швальбе, с невероятно трагической силой, написанный Орестом Адамовичем Кипренским. И неужели не зачарованы его божественной кистью лица дам, изливающие доброту и красоту? Задумчивая Ростопчина, которую сопоставляли с пушкинской Татьяной. Достоинство и какая-то чисто женская, даже материнская мягкость в лице Д. И. Хвостовой. Е. С. Авдулина - красавица, "кукла белого фарфора". Софья Щербатова похожа на нежную нимфу. Плюс ко всему Кипренский сознательно вводит в художество символику.

Портрет Е.С.Авдулиной Кипренский

Портрет Е.С.Авдулиной

Портрет С.С.Щербатовой Кипренский

Портрет С.С.Щербатовой

В портрете Е. С. Авдулиной опускается цветок в стакане на окне, и небосвод хмурится за окном - это не сентиментальные намеки, это знаковые символы обреченности и угрызения. В "автопортрете с кистями за ухом" сами кисти - как уверенность мастера в своем неиссякаемом вдохновении, он словно бы утверждает: буду "изображать, что захочу, и это будет хорошо"...

Великий художник ушел из жизни в возрасте пятидесяти четырех лет, оставив множество набросков и задумок. Он захоронен в храме Санта-Андреа-делле-Фратте. Здесь возвышается стела с трогательной надписью, которую воздвигли, проживающие в Риме русские живописцы.